5 видов обмана с банковскими картами
Банковские карты стали привычным платежным средством, и неудивительно, что появляются все новые способы мошенничества с ними. Воришки становятся все изобретательнее, и не всегда легко распознать в их действиях обман. Расскажем о пяти не самых очевидных схемах мошенничества. Зная о них, вы сможете уберечься от потери средств или репутации.
1 «У ВАС ЕСТЬ НАЛИЧНЫЕ?»
Ситуация: вы стоите на кассе в магазине. Человек, стоящий с вами в очереди, под предлогом, что ему нужны наличные, предлагает оплатить ваши покупки своей картой, а вы, мол, потом вернете ему потраченную сумму купюрами.
Что делать? Не соглашайтесь. Ведь этому человеку ничто не мешает обналичить деньги в банкомате или банковской кассе. Если он не желает этого делать, возможно, его карточка украдена или используется без согласия ее владельца. И тогда вы, помогая ему, невольно станете соучастником преступления.
2 НЕЖДАННЫЙ ПЕРЕВОД
Ситуация: чтобы незаконно снять с банковского счета (своего или чужого) крупную сумму, мошенники совершает мелкие переводы незнакомым людям. А затем звонят им на телефон, говорят, что ошиблись, и просят вернуть перечисленные деньги, отправив их уже на другой счет.
Что делать? Предложите звонящему обратиться в банк и отменить перевод. Если он не согласится,
позвоните в службу безопасности банка. Оставлять у себя деньги, полученные в результате перевода, не стоит. Ведь из-за них вы тоже можете попасть под подозрение, когда преступная схема будет раскрыта правоохранительными органами.
3 ДВОЙНОЙ ПЛАТЕЖ
Ситуация: в мошенническую схему вовлекаются работники супермаркетов, ресторанов, заправок и т.д. Когда клиент оплачивает товар или услугу, они сообщают ему, будто платеж не прошел. Тот производит оплату снова, и на этот раз все получается. В череде других сообщений на телефон клиенту приходят одно за другим два СМС от банка с уведомлением об оплате с одинаковой суммой. Человек считает этот дубль случайным и не подозревает, что заплатил дважды.
Что делать? Всегда своевременно проверяйте свои расчеты. Обнаружив двойной платеж, позвоните в банк и опротестуйте повторную транзакцию.
4 БЕСКОНТАКТНАЯ КРАЖА
Ситуация: использование бесконтактных платежей через специальные терминалы, которые позволяют снимать с карты необходимую сумму за покупку или услугу на расстоянии. И мошенники не дремлют. По аналогии с терминалами они создают портативные приборы, которые достаточно поднести на 10-20 см к банковской карте, лежащей в вашей сумке или кармане, чтобы считать с нее информацию. Затем преступники могут перевести средства с вашей карты на свои счета, пользуясь электронными платежными системами, либо изготовить карту-клон и снять с нее деньги в банкомате.
Что делать? Установите на карте лимит ежедневных расходов. Тогда преступники не смогут завладеть всеми вашими средствами.
5 НОВАЯ СТАРАЯ СХЕМА
Ситуация: мошенники звонят вам, представляясь сотрудниками банка, и сообщают о блокировке карты. Только для выуживания необходимых для «разблокировки» счета конфиденциальных сведений применяют не живое общение, а автоинформаторы. Благодаря официальному тону они вызывают больше доверия. Когда человек, следуя указаниям голосового робота, диктует свои паспортные данные, срок действия и номер карты (или даже ПИН-код), преступники делают карту-ду-бликат и переводят средства куда им требуется (либо совершают он-лайн-платежи с использованием указанных данных). Мошенники также могут представляться работниками налоговой службы и сообщить о наличии задолженности. Или сотрудниками пенсионного фонда — и просить продиктовать им личную информацию якобы для перерасчета пенсии.
Что делать? Не сообщайте свои конфиденциальные данные, тем более по телефону, никому! Выясните по возможности у мошенников название «организации», от имени которой они общаются с вами, и перезвоните туда по официальному номеру (обычно контакты указаны на сайте). Если с вами разговаривает робот, также не совершайте никаких указанных им действий, а позвоните в банк или в организацию, «от имени» которой совершается звонок, и сообщите о вероятном факте мошенничества.